ГЕОРГИЙ АРБЕЛЬСКИЙ
Том XI , С. 57
опубликовано: 14 января 2011г.

ГЕОРГИЙ АРБЕЛЬСКИЙ

[сир.   ] († после 987), митр. Мосула и Арбелы. Принадлежал Церкви Востока. Ему приписывается соч. на сир. языке «Изложение церковных служб», важное для истории богослужения восточно-сир. обряда. Однако отождествление с Г. А. автора этого трактата, предложенное И. С. Ассемани (1687-1768), в наст. время большинством исследователей признается ошибочным.

Трактат сохранился в неск. рукописях (древнейшая - Vat. syr. 148, 1267 г.) и датируется приблизительно IX в., поскольку отражает литургические нововведения Католикоса-патриарха Тимофея I (780-823). «Изложение» состоит из 7 Слов, каждое из к-рых разделено на главы, начинающиеся с вопроса. В 1-м Слове объясняются праздники восточносир. литургического года (его начало, Рождество Иоанна Предтечи, Благовещение, Рождество Христово и т. д.), а также вопросы библейской экзегетики (родословие Иосифа Обручника, последняя Пасха Иисуса Христа и проч.). 2-е Слово посвящено вечерней службе и отдельным элементам богослужения (делению Псалтири на антифоны (  букв.- молитвы) и кафизмы ( ), распределению служб суточного круга, совершению литургии в воскресные и праздничные дни и др.). В 3-м Слове рассматриваются ночная и утренняя службы. В 4-м речь идет о литургии (о времени ее совершения, чтении ВЗ и НЗ, Символа веры и др.). Автор описывает совершение литургии архиерейским чином, вероятно, в одном из главных восточносир. храмов страны (в Багдаде или в Мосуле). Нек-рые элементы (напр., процессия на виму) и их истолкование существенно отличаются от более ранних свидетельств Гавриила Катрая и Авраама Катрайя бар Лифе. Следующие же по времени толкования литургии появляются только в XIII-XIV вв. и опираются не на «Изложение» псевдо-Г. А., а на предшествующие сочинения. В 5-м Слове подробно говорится о таинстве Крещения, в 6-м - об освящении храма и др. чинах, в 7-м разбираются заупокойное богослужение и таинство Брака. Толкование, приписываемое Г. А., отличается возвышенным символизмом (напр., коленопреклонения народа в ходе литургии рассматриваются им как умирание и воскресение со Христом), мистагогическим характером и местами весьма трудно для понимания.

Соч.: Anonymi Auctoris Expositio Officiorum Ecclesiae Georgio Arbelensi vulgo adscripta / Ed. R. H. Connolly. P., 1911-1915. (CSCO; 64. Syr.; 25 [сир. текст]; CSCO; 71. Syr. 29 [лат. пер.]; CSCO; 72. Syr. 29 [cир. текст]; CSCO; 76. Syr. 32 [лат. пер.]); A Commentary on the Mass by the Nestorian George, Bishop of Mosul and Arbel / Ed. R. Matheus. Kottayam, 2000.
Лит.: Bundy D. Georges d'Arbèle // DHGE. Vol. 20. Col. 592-593; Macomber W. The Sources for a Study of the Chaldean Mass // Worship. 1977. Vol. 51. N 6. P. 523-536 (переизд.: JAAS. 1998. Vol. 12. N 1. P. 57-68); Unnik W. C., van. Nestorian Questions on the Administration of the Eucharist, by Isho'yabh IV: A Contrib. To the History of the Eucharist in the Eastern Church. Amst., 1937, 1970r. P. 64-90; Emlek I. Welcher Quellen bedient sich Ps.-Georg von Arbel? // Symp. Syriacum VII (Uppsala, 11-14 Aug. 1996) / Ed. R. Lavenant. R., 1998. P. 333-350. (OCA; 256); Leonhard C. Die Initiation nach der «Expositio Officiorum Ecclesiae» // Syriaca: Zur Geschichte, Theologie, Liturgie und Gegenwartslage der syr. Kirchen / Hrsg. M. Tamcke. Münster e. a., 2002. S. 321-354; The Baptismal Anointings According to the Anonymous Expositio Officiorum // Tuvaik: Stud. in Honour of Rev. Jacob Vellian / Ed. G. Karukaparampil. Kottayam, 1995. P. 27-37. (Syr. Churches Ser.; 16); Idem // Hugoye. Wash., 1998. N 1(1). Jan.
Г. М. Кессель
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАР САУМА (415/420 - 492/495), митр. Нисибинский, несторианский церк. деятель
  • ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей
  • ИШОБОХТ [Бохтишо] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель